СРО в строительных работах: простое и сложное
Часто выдвигается гипотеза, согласно которой законопроект является продуктом административной реформы и воплощается исключительно благодаря ей. Это не совсем верно. Один из первых текстов законопроекта был подготовлен экспертами Фонда рыночных исследований, учрежденного профессиональными объединениями участников финансовых рынков и «сочувствующих» специальностей (НАУФОР, ПАРТАД, АРБ, ВСС, НФА, Лига НПФ и др.). Первый законопроект касался вопросов создания и функционирования саморегулируемых организаций (СРО) на финансовых рынках, поскольку считалось, что именно эти рынки являются максимально «подготовленными», хотя бы потому, что создание СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг предусматривалось общепризнанными мерками закона «О рынке ценных бумаг» уже в первой его редакции, т. е. в 1996 г. Сами же объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, претендующие на получение статуса СРО, обнаруживались еще раньше. Первый опыт создания и функционирования СРО позволил понять и определить возможные и необходимые направления развития саморегулирования. На конкретном этапе работы над законопроектом стало понятно, что необходим закон, который бы разрешал создавать СРО не только на финансовом рынке, но и в других областях экономики. Так и появилась СРО в строительных работах. Одной из таких саморегулируемых организаций является «ЦОС «СФЕРА-А». Для проведения строительных работ нужно вступить в строительную СРО «СФЕРА-А» и получить аттестат о допуске к строительным работам. Саморегулирование удачно вписалось в административную реформу, одним из основных принципов которой является презумпция негосударственного регулировки.
В соответствии с действующим законодательством права и обязанности объединений, являющихся СРО в строительных работах или провозгласивших себя таковыми, мало чем отличаются от прав и обязанностей ассоциаций или союзов, разработанных в соответствии с законом «О некоммерческих организациях». Не существует единых квалифицирующих признаков, дозволяющих определить, какое объединение может называться СРО в строительстве и соответственно обладать необходимыми правами и прямыми обязанностями, дающими возможность регулировать нужный сегмент рынка. Вместе с тем некоторыми федеральными законами за институтами саморегулирования закреплены возможности, не характерные для обычных некоммерческих организаций, например право предъявлять иски в различные судебные инстанции в интересах третьих лиц, участвовать в осуществлении федеральным органом контролирования за соблюдением законодательства (ст. 28 федерального закона «О рекламе»), получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов (ст. 49 федерального закона «О рынке ценных бумаг»). Существующая нормативная регламентация функционирования СРО полностью не согласована. Следовательно, закон «О СРО» должен будет ввести общие для всех рынков принципы создания и функционирования СРО, определить их права и прямые обязанности. Однако в сферу действия закона «О СРО» не входит регламентация иных форм и моделей саморегулирования, а тем более их отмена. После принятия закона «О СРО» группы единомышленников, используя механизмы саморегулирования, могут собираться для решения каких-либо общих проблем, представления своих интересов или с иными целями, не противоречащими Конституции РФ. Но они не будут именоваться СРО
Следуя положениям законопроекта «О СРО», саморегулируемой организацией может называться следующая организация:
которая соответствует установленным законом притязаниям к достаточному представительству производителей товаров (услуг) (т. е. имеет достаточное количество членов СРО — адептов определенной профессии или вида деятельности). Для СРО в строительстве - это 100 организаций;
которая примет на вооружение механизмы лимитированной индивидуальной (в форме страхования гражданской ответственности) и/или коллективной материальной ответственности членов в форме компенсационных фондов (особого имущества, не связанного с остальным имуществом СРО);
которая имеет следующие функциональные органы: органы разработки правил и стандартов, органы контроля за исполнением правил и стереотипов, органы дисциплинарной ответственности.
Примером организации, удовлетворяющей этим требованиям является СРО в строительных работах Сфера-А.
Статья размещена в рубрике: Ремонтные работы